КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГБПОУ «ТУВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ»
3.1.Концептуальная модель многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации
Миссия техникума как многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации состоит в стимулировании, поддержке и сопровождении мировоззренческого, социокультурного и профессионального развития всех субъектов образования на основе передовых знаний, образовательных и производственных технологий.
Современная система профессионального образования ориентирована на многообразие моделей образования и вариативность образовательных программ, преемственность уровней и ступеней образования, что в наибольшей степени отражено в концепции многоуровневого образования, которое может выступать:
- в виде модели непрерывного обучения, как целевая и ценностная характеристика современной образовательной системы, связанная с ролью образования в рамках концепции устойчивого развития и углублением тенденций перераспределения профессиональных ресурсов в сферу интеллектуального труда;
- как система, в которой все подструктуры реализуют принцип организации последовательного образования, имеют как уровневую (иерархическую) структуру общей и профессиональной подготовки, так и сквозные подструктуры профессионализации; - как дополненная новыми звеньями традиционная система общего и профессионального образования, в результате приобретающая более широкие возможности для реализации целевых программ непрерывного образования;
- как система, включенная в общий образовательный процесс, но имеющая специфическую функционально-целевую направленность, свои организационные структуры и содержание, базирующиеся на собственных принципах и задачах, адекватных целям. В определении задач и форм реализации концепции многопрофильной профессиональной образовательной организации заложены следующие основные принципы:
- принцип демократизма, то есть возможность доступа к любой ступени образования в рамках одной образовательной организации; - принцип вариативности и структурно-организационной гибкости системы, которые реализуются путем свободного перехода с одного уровня и вида образования на другие, с низшего уровня образования — на высший, ускоренного включения в производительный 20 труд тех, кто проявляет способности к более быстрому овладению знаниями, обучению одновременно на различных уровнях образования;
- принцип преемственности, который предполагает взаимосвязь различных уровней образования, когда каждая следующая ступень является продолжением предыдущей.
Сущность модели подготовки специалистов в условиях многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации раскрывается в преемственной структуре «до профессиональная подготовка — начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование - дополнительное образование». На уровне до профессиональной подготовки обеспечивается формирование осмысленной мотивационной установки обучающихся, выявление психолого-профессиональной направленности личности будущих абитуриентов; выбор профессии в соответствии с их интересами и потребностями. На уровне начального профессионального образования изучение общих и специальных профессиональных дисциплин сочетается с получением полного среднего образования. Студенты, успешно сдавшие квалификационные экзамены имеют возможность получить квалификацию специалиста со средним профессиональным образованием в соответствии с профилями подготовки в техникуме (уровень среднего профессионального образования).
Важнейшим компонентом образовательной системы многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации является научно- методический комплекс, обеспечивающий учебно-программное, учебно-методическое, учебно-производственное обеспечение общеобразовательной и профессиональной подготовки по всем направлениям, который включает разработку учебных планов и курсов; внедрение педагогических технологий, инновационных организационных форм обучения; создание условий для творческой работы преподавателей, мастеров производственного обучения; разработку учебных и методических пособий. Реализация научно-методического комплекса осуществляется через деятельность цикловых методических комиссий.
Наряду с общими функциями учебных заведений профессионального образования многоуровневая профессиональная образовательная организация выполняет и специфические функции: компенсаторную (по отношению к недостаткам существующей 21 системы образования); диагностическую (возможность определения уровня образования); адаптационную (к изменяющимся требованиям социума, прежде всего рынка труда).
Для многоуровневой профессиональной образовательной организации характерно большое разнообразие обучающих программ, предусматривающих переподготовку и повышение уровня квалификации, как в рамках образовательного процесса, так и на рабочем месте, или используя другие формы обучения. Особое значение имеет высокое качество профессионального образования, так как оно обеспечивает приобретение и совершенствование навыков, позволяющих частным лицам и предприятиям удовлетворять требования, предъявляемые экономическим развитием.
Эффективная реализация концептуальной модели многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации обеспечивается внутренними и внешними факторами.
К внутренним факторам относятся:
- создание преемственных и взаимосвязанных между собой образовательных и производственных структур в техникуме;
- перераспределение функций членов инженерно-педагогического коллектива;
- разработка гибкой структуры управления учебно-воспитательным и учебно-производственным процессами с учетом перспектив развития техникума;
- исследование потребностей населения в образовательных услугах техникума;
- введение в образовательный процесс профессий, востребованных на рынке труда и создание их научно-методического обеспечения;
- организация дополнительного образования через курсовую подготовку до профессионального образования, платных образовательных услуг;
- организация досуговой (художественной, спортивной) деятельности обучающихся;
- разработка и внедрение многовариантной системы подготовки специалистов, включая подготовку рабочих, техников повышенного уровня образования. Внешними факторами инновационных преобразований в техникуме являются:
- создание Координационного совета, в состав которого входят представители администрации района, техникума и предприятий, обеспечивающего стратегию развития учебного заведения и трудоустройство выпускников.
- формирование единой политики Координационного совета, направленной на сбор и накопление информации о социально-экономическом состоянии района, перспективного развития рынка труда и рынка образовательных услуг;
- заключение договоров с предприятиями, обеспечивающими трудоустройство выпускников;22 - выполнение заказов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов; реализация курсовой подготовки;
- установление сотрудничества техникума с высшими учебными заведениями Республики Тыва, институтом развития образования с целью укрепления научно-педагогического потенциала учебного заведения.
3.2. Модель выпускника ГБПОУ «Тувинский техникум агротехнологий техникум»
Профессионально значимые знания |
Профессионально значимые умения и способности |
Профессионально значимые психологические cпособности |
Профессионально значимые качества |
Профессионально значимый уровень базовых знаний по специальности профессии |
Понимание сущности и социальной значимости своей специальности профессии, проявление к ней устойчивого интереса |
Способность к самостоятельным действиям в непредвиденных производственных ситуациях |
Психологическая готовность к трудовой деятельности, к постоянному самосовершенствованию и самообразованию |
Контактность, целеустремленность, дисциплинированность, собранность, организованность, наблюдательность |
Достаточный уровень базовых знаний, умений и навыков по полученной специальности профессии |
Функциональные знания в рамках будущей профессиональной деятельности |
Способность решать профессиональные задачи |
Способность управлять своим эмоциональным состоянием |
Работоспособность, мобильность, способность переносить физические нагрузки и быстро восстанавливаться |
Целостное видение проблем; осознанное ориентирование в знаниях и интегративных видах деятельности |
Владение профессиональной лексикой |
Сформированность умений анализировать свою профессиональную деятельность |
Адекватное поведение личности в условиях рыночной экономики |
|
|
Таблица 2
Выпускник - гражданин
Направление воспитательной работы в «ГБПОУ ТТА» |
Воспитательные результаты |
Первый уровень |
Второй Уровень |
Третий уровень |
Профессионально-трудовое воспитание |
Знакомство с первичным трудовым коллективом и правилами внутреннего распорядка ОУ. Успешная адаптация в учебном коллективе Приобретение опыта работы в трудовых коллективах на базах практик, опыта взаимодействия с социумом Получение первичных навыков работы в коллективе |
Успешная адаптация в учебном коллективе
Формирование бережного отношения к предметам труда, ответственности за порученное дело
Включенность обучающихся в разнообразные виды коллективного, общественно-полезного (производительного) труда |
Приобретение опыта работы в трудовых коллективах на базах практик, опыта взаимодействия с социумом
Усвоение социально-одобряемых моделей поведения человека труда (радость от заслуженного трудового успеха, гордость за свой труд, осознание личного вклада в общее дело, повышение самооценки, самоактуализация через профессиональное самосовершенствование).
Сформирована личная траектория профессиональной карьеры |
Духовно-нравственное и эстетическое |
Знание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. |
Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей
Почтительное отношение к родителям, педагогам, уважительное отношение к пожилым людям, заботливое отношение к детям, инвалидам, людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию |
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими, пожилыми людьми, представителями разных национальностей и социальных групп в соответствии с общепринятыми нравственными нормами |
Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни Студенческое самоуправление |
Знание основ физиологии и гигиены, физической культуры в целях сохранения собственного здоровья, составляющих здорового образа жизни |
Совершенствование двигательных навыков и умений, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического раз- вития и совершенствования |
Самостоятельные занятия физическими упражнениями, закаливанием, умение самостоятельно планировать личный путь поддержания здоровья, занятия спортом и туризмом, выбор здорового образа жизни, как мировоззренческого стержня |
Студенческое самоуправление |
Знание основ самоуправления в группе, техникуме. |
Успешно действуют органы самоуправления в среде обучающихся на уровне группы, техникума
Имеется нормативно-правовое обеспечение работы органов самоуправления
Реализуются инициированные органом самоуправления дела в рамках группы, техникума Большой охват (не менее 80%) обучающихся воспитательными делами Развитие волонтерского движения |
Социальная активность органа самоуправления, его успешное взаимодействие с общественными организациями, органами власти
Выявление лидеров в молодежной среде |
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание |
Знание основ правовой культуры гражданского общества, знаменательных страниц истории, героев страны, основ конституционного строя РФ
Знание славных традиций учебного заведения. |
Принятие обучающимися общегражданских ценностей и свобод как лично значимых
Готовность служить и защищать Отечество
Активное участие обучающихся в различных мероприятиях патриотической направленности
|
Успешное прохождение службы в ВС РФ
Законопослушное поведение
Сформирована активная гражданская позиция в различных сферах общественной жизни |
3.3.Цель и задачи Программы
Цель: Создание многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации обеспечивающей подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов среднего звена для высокотехнологичных производств Республики Тыва.
Задачи:
1. Обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ в соответствие с ФГОС, с учетом требований государственного и общественного заказа, прогноза изменений рынка труда и перспектив социально-культурного и экономического развития региона
2. Внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте» и привязку к конкретным производственным технологиям, представленным на рынке
3. Обеспечение выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы и межкультурную коммуникацию;
4. Создание условий и поддержка инициатив педагогов и студентов для системного внедрения современных направлений высокотехнологичного производства
5. Внедрение эффективных механизмов взаимодействия техникума и профессиональных сообществ
3.4.Целевые показатели и индикаторы Программы развития
Наименование показателя |
Значение показателя |
2014
(текущее) |
2020 (прогноз) |
1. Показатели, характеризующие востребованность выпускников техникума и их конкурентоспособность в социально-экономической сфере региона |
удельный вес выпускников дневной (очной) формы обучения, поставленных на учет на биржу труда в течение не более 1 года после выпуска |
4,1% |
0% |
удельный вес численности выпускников дневной (очной) формы |
43% |
|
обучения, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год после окончания техникума, в общей численности выпускников
|
|
2. Показатели, характеризующие динамику изменения пропорций обучающихся на разных уровнях профессионального образования, соответствие потребностям рынка труда и задачам инновационного развития; показывающие уровень социальной ответственности техникума в решении проблемы ликвидации нехватки рабочих кадров в муниципалитете и регионе |
количество разработанных новых программ профессионального образования, по которым проводится обучение |
14 ед. |
25 ед. |
удельный вес числа профессий (специальностей) по которым осуществляется предоставление дополнительных образовательных услуг для обучающихся, желающих получить дополнительную профессию или повысить разряд, а также для взрослых из числа незанятого населения и высвобождающихся работников в общем перечне профессий (специальностей) по которым техникум осуществляет профессиональную подготовку |
30% |
50% |
удельный вес доходов учреждения профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, в общих доходах учреждения, включая бюджетное финансирование |
0% |
20% |
удельный вес обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, в общей численности обучающихся |
50% |
70% |
удельный вес абитуриентов, участвовавших в разработанных и реализуемых техникумом программах до профессиональной подготовки, программах (мероприятиях) по профориентации, в общем числе абитуриентов; |
|
25% |
удельный вес выпускников, поступивших на программы высшего образования в общем количестве выпускников; |
5% |
10% |
удельный вес обучающихся, прошедших практику или стажировку на предприятиях, в общем числе обучающихся; |
90% |
100% |
доля мест, обеспеченных соглашениями о трудоустройстве |
100% |
100% |
4. Показатели, отражающие степень участия учреждения в построении региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования |
удельный вес профессий и специальностей, по которым проводятся сертификационные процедуры в общем числе профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка |
|
10% |
удельный вес, обучающихся по программам, прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию, в общем числе обучающихся |
|
50% |
5. Показатели, характеризующие внедрение новых финансово-экономических механизмов; диверсификацию источников ресурсного обеспечения развития техникума привлечение внебюджетных источников финансирования |
удельный вес внебюджетных доходов в консолидированном бюджете техникума |
16,7% |
25% |
6. Показатели, свидетельствующие о развитии кадровых ресурсов техникума; характеризующие открытость профессионального образования, доступ педагогических кадров к передовым производственным практикам и образовательным технологиям |
удельный вес педагогических и руководящих работников, прошедших стажировку на предприятиях, к общему числу педагогических и руководящих работников техникума; |
30% |
100% |
удельный вес преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших переподготовку / повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования |
0% |
0,5% |
7. Показатели, характеризующие равенство возможностей в получении профессионального образования, свидетельствующие о принятии педагогическим коллективом техникума ценностей социальной справедливости; показывающие уровень качества образования, тех существенных свойств образованности, совокупность которых делает выпускника техникума особенно востребованным в современных обстоятельствах |
удельный вес числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, в общем числе обучающихся; |
9% |
15% |
удельный вес числа обучающихся – участников / призеров региональных и всероссийских конкурсов, конференций, смотров, проектов в общем числе обучающихся |
36% |
45% |