КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГБПОУ «ТУВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ»

3.1.Концептуальная модель многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации

Миссия техникума как многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации состоит в стимулировании, поддержке и сопровождении мировоззренческого, социокультурного и профессионального развития всех субъектов образования на основе передовых знаний, образовательных и производственных технологий.

Современная система профессионального образования ориентирована на многообразие моделей образования и вариативность образовательных программ, преемственность уровней и ступеней образования, что в наибольшей степени отражено в концепции многоуровневого образования, которое может выступать:

- в виде модели непрерывного обучения, как целевая и ценностная характеристика современной образовательной системы, связанная с ролью образования в рамках концепции устойчивого развития и углублением тенденций перераспределения профессиональных ресурсов в сферу интеллектуального труда;

- как система, в которой все подструктуры реализуют принцип организации последовательного образования, имеют как уровневую (иерархическую) структуру общей и профессиональной подготовки, так и сквозные подструктуры профессионализации; - как дополненная новыми звеньями традиционная система общего и профессионального образования, в результате приобретающая более широкие возможности для реализации целевых программ непрерывного образования;

- как система, включенная в общий образовательный процесс, но имеющая специфическую функционально-целевую направленность, свои организационные структуры и содержание, базирующиеся на собственных принципах и задачах, адекватных целям. В определении задач и форм реализации концепции многопрофильной профессиональной образовательной организации заложены следующие основные принципы:

- принцип демократизма, то есть возможность доступа к любой ступени образования в рамках одной образовательной организации; - принцип вариативности и структурно-организационной гибкости системы, которые реализуются путем свободного перехода с одного уровня и вида образования на другие, с низшего уровня образования — на высший, ускоренного включения в производительный 20 труд тех, кто проявляет способности к более быстрому овладению знаниями, обучению одновременно на различных уровнях образования;

- принцип преемственности, который предполагает взаимосвязь различных уровней образования, когда каждая следующая ступень является продолжением предыдущей.

Сущность модели подготовки специалистов в условиях многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации раскрывается в преемственной структуре «до профессиональная подготовка — начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование - дополнительное образование». На уровне до профессиональной подготовки обеспечивается формирование осмысленной мотивационной установки обучающихся, выявление психолого-профессиональной направленности личности будущих абитуриентов; выбор профессии в соответствии с их интересами и потребностями. На уровне начального профессионального образования изучение общих и специальных профессиональных дисциплин сочетается с получением полного среднего образования. Студенты, успешно сдавшие квалификационные экзамены имеют возможность получить квалификацию специалиста со средним профессиональным образованием в соответствии с профилями подготовки в техникуме (уровень среднего профессионального образования).

Важнейшим компонентом образовательной системы многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации является научно- методический комплекс, обеспечивающий учебно-программное, учебно-методическое, учебно-производственное обеспечение общеобразовательной и профессиональной подготовки по всем направлениям, который включает разработку учебных планов и курсов; внедрение педагогических технологий, инновационных организационных форм обучения; создание условий для творческой работы преподавателей, мастеров производственного обучения; разработку учебных и методических пособий. Реализация научно-методического комплекса осуществляется через деятельность цикловых методических комиссий.

Наряду с общими функциями учебных заведений профессионального образования многоуровневая профессиональная образовательная организация выполняет и специфические функции: компенсаторную (по отношению к недостаткам существующей 21 системы образования); диагностическую (возможность определения уровня образования); адаптационную (к изменяющимся требованиям социума, прежде всего рынка труда).

Для многоуровневой профессиональной образовательной организации характерно большое разнообразие обучающих программ, предусматривающих переподготовку и повышение уровня квалификации, как в рамках образовательного процесса, так и на рабочем месте, или используя другие формы обучения. Особое значение имеет высокое качество профессионального образования, так как оно обеспечивает приобретение и совершенствование навыков, позволяющих частным лицам и предприятиям удовлетворять требования, предъявляемые экономическим развитием.

Эффективная реализация концептуальной модели многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации обеспечивается внутренними и внешними факторами.

К внутренним факторам относятся:

- создание преемственных и взаимосвязанных между собой образовательных и производственных структур в техникуме;

- перераспределение функций членов инженерно-педагогического коллектива;

- разработка гибкой структуры управления учебно-воспитательным и учебно-производственным процессами с учетом перспектив развития техникума;

- исследование потребностей населения в образовательных услугах техникума;

- введение в образовательный процесс профессий, востребованных на рынке труда и создание их научно-методического обеспечения;

- организация дополнительного образования через курсовую подготовку до профессионального образования, платных образовательных услуг;

- организация досуговой (художественной, спортивной) деятельности обучающихся;

- разработка и внедрение многовариантной системы подготовки специалистов, включая подготовку рабочих, техников повышенного уровня образования. Внешними факторами инновационных преобразований в техникуме являются:

- создание Координационного совета, в состав которого входят представители администрации района, техникума и предприятий, обеспечивающего стратегию развития учебного заведения и трудоустройство выпускников.

- формирование единой политики Координационного совета, направленной на сбор и накопление информации о социально-экономическом состоянии района, перспективного развития рынка труда и рынка образовательных услуг;

- заключение договоров с предприятиями, обеспечивающими трудоустройство выпускников;22 - выполнение заказов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов; реализация курсовой подготовки;

- установление сотрудничества техникума с высшими учебными заведениями Республики Тыва, институтом развития образования с целью укрепления научно-педагогического потенциала учебного заведения.

 

 

3.2. Модель выпускника ГБПОУ «Тувинский техникум агротехнологий техникум»

Профессионально значимые знания

Профессионально значимые умения и способности

Профессионально значимые психологические cпособности

Профессионально значимые качества

Профессионально значимый уровень базовых знаний по специальности профессии

Понимание сущности и социальной значимости своей специальности профессии, проявление к ней устойчивого интереса

Способность к самостоятельным действиям в непредвиденных производственных ситуациях

Психологическая готовность к трудовой деятельности, к постоянному самосовершенствованию и самообразованию

Контактность, целеустремленность, дисциплинированность, собранность, организованность, наблюдательность

Достаточный уровень базовых знаний, умений и навыков по полученной специальности профессии

Функциональные знания в рамках будущей профессиональной деятельности

Способность решать профессиональные задачи

Способность управлять своим эмоциональным состоянием

Работоспособность, мобильность, способность переносить физические нагрузки и быстро восстанавливаться

Целостное видение проблем; осознанное ориентирование в знаниях и интегративных видах деятельности

Владение профессиональной лексикой

Сформированность умений анализировать свою профессиональную деятельность

Адекватное поведение личности в условиях рыночной экономики

 

 

 

 

Таблица 2

 

Выпускник - гражданин

Направление воспитательной работы в «ГБПОУ ТТА»

Воспитательные результаты

Первый уровень

Второй Уровень

Третий уровень

Профессионально-трудовое воспитание

Знакомство с первичным трудовым коллективом и правилами внутреннего распорядка ОУ. Успешная адаптация в учебном коллективе Приобретение опыта работы в трудовых коллективах на базах практик, опыта взаимодействия с социумом Получение первичных навыков работы в коллективе

Успешная адаптация в учебном коллективе

 

Формирование бережного отношения к предметам труда, ответственности за порученное дело

 

 

Включенность обучающихся в разнообразные виды коллективного, общественно-полезного (производительного) труда

Приобретение опыта работы в трудовых коллективах на базах практик, опыта взаимодействия с социумом

 

Усвоение социально-одобряемых моделей поведения человека труда (радость от заслуженного трудового успеха, гордость за свой труд, осознание личного вклада в общее дело, повышение самооценки, самоактуализация через профессиональное самосовершенствование).

 

Сформирована личная траектория профессиональной карьеры

Духовно-нравственное и эстетическое

Знание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации

 

Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей

 

Почтительное отношение к родителям, педагогам, уважительное отношение к пожилым людям, заботливое отношение к детям, инвалидам, людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими, пожилыми людьми, представителями разных национальностей и социальных групп в соответствии с общепринятыми нравственными нормами

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни Студенческое самоуправление

Знание основ физиологии и гигиены, физической культуры в целях сохранения собственного здоровья, составляющих здорового образа жизни

Совершенствование двигательных навыков и умений, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического раз- вития и совершенствования

Самостоятельные занятия физическими упражнениями, закаливанием, умение самостоятельно планировать личный путь поддержания здоровья, занятия спортом и туризмом, выбор здорового образа жизни, как мировоззренческого стержня

Студенческое самоуправление

Знание основ самоуправления в группе, техникуме.

Успешно действуют органы самоуправления в среде обучающихся на уровне группы, техникума

Имеется нормативно-правовое обеспечение работы органов самоуправления

Реализуются инициированные органом самоуправления дела в рамках группы, техникума Большой охват (не менее 80%) обучающихся воспитательными делами Развитие волонтерского движения

Социальная активность органа самоуправления, его успешное взаимодействие с общественными организациями, органами власти

Выявление лидеров в молодежной среде

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

Знание основ правовой культуры гражданского общества, знаменательных страниц истории, героев страны, основ конституционного строя РФ

Знание славных традиций учебного заведения.

Принятие обучающимися общегражданских ценностей и свобод как лично значимых

Готовность служить и защищать Отечество

Активное участие обучающихся в различных мероприятиях патриотической направленности

 

Успешное прохождение службы в ВС РФ

Законопослушное поведение

 

Сформирована активная гражданская позиция в различных сферах общественной жизни

 

3.3.Цель и задачи Программы

Цель: Создание многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации обеспечивающей подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов среднего звена для высокотехнологичных производств Республики Тыва.

Задачи:

1. Обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ в соответствие с ФГОС, с учетом требований государственного и общественного заказа, прогноза изменений рынка труда и перспектив социально-культурного и экономического развития региона

2. Внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте» и привязку к конкретным производственным технологиям, представленным на рынке

3. Обеспечение выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы и межкультурную коммуникацию;

4. Создание условий и поддержка инициатив педагогов и студентов для системного внедрения современных направлений высокотехнологичного производства

5. Внедрение эффективных механизмов взаимодействия техникума и профессиональных сообществ

 

3.4.Целевые показатели и индикаторы Программы развития

 

Наименование показателя

Значение показателя

2014

(текущее)

2020 (прогноз)

1. Показатели, характеризующие востребованность выпускников техникума и их конкурентоспособность в социально-экономической сфере региона

удельный вес выпускников дневной (очной) формы обучения, поставленных на учет на биржу труда в течение не более 1 года после выпуска

4,1%

0%

удельный вес численности выпускников дневной (очной) формы

43%

 

обучения, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год после окончания техникума, в общей численности выпускников

 

 

2. Показатели, характеризующие динамику изменения пропорций обучающихся на разных уровнях профессионального образования, соответствие потребностям рынка труда и задачам инновационного развития; показывающие уровень социальной ответственности техникума в решении проблемы ликвидации нехватки рабочих кадров в муниципалитете и регионе

количество разработанных новых программ профессионального образования, по которым проводится обучение

14 ед.

25 ед.

удельный вес числа профессий (специальностей) по которым осуществляется предоставление дополнительных образовательных услуг для обучающихся, желающих получить дополнительную профессию или повысить разряд, а также для взрослых из числа незанятого населения и высвобождающихся работников в общем перечне профессий (специальностей) по которым техникум осуществляет профессиональную подготовку

30%

50%

удельный вес доходов учреждения профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, в общих доходах учреждения, включая бюджетное финансирование

0%

20%

удельный вес обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, в общей численности обучающихся

50%

70%

удельный вес абитуриентов, участвовавших в разработанных и реализуемых техникумом программах до профессиональной подготовки, программах (мероприятиях) по профориентации, в общем числе абитуриентов;

 

25%

удельный вес выпускников, поступивших на программы высшего образования в общем количестве выпускников;

5%

10%

удельный вес обучающихся, прошедших практику или стажировку на предприятиях, в общем числе обучающихся;

90%

100%

доля мест, обеспеченных соглашениями о трудоустройстве

100%

100%

4. Показатели, отражающие степень участия учреждения в построении региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования

удельный вес профессий и специальностей, по которым проводятся сертификационные процедуры в общем числе профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка

 

10%

удельный вес, обучающихся по программам, прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию, в общем числе обучающихся

 

50%

5. Показатели, характеризующие внедрение новых финансово-экономических механизмов; диверсификацию источников ресурсного обеспечения развития техникума привлечение внебюджетных источников финансирования

удельный вес внебюджетных доходов в консолидированном бюджете техникума

16,7%

25%

6. Показатели, свидетельствующие о развитии кадровых ресурсов техникума; характеризующие открытость профессионального образования, доступ педагогических кадров к передовым производственным практикам и образовательным технологиям

удельный вес педагогических и руководящих работников, прошедших стажировку на предприятиях, к общему числу педагогических и руководящих работников техникума;

30%

100%

удельный вес преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших переподготовку / повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования

0%

0,5%

7. Показатели, характеризующие равенство возможностей в получении профессионального образования, свидетельствующие о принятии педагогическим коллективом техникума ценностей социальной справедливости; показывающие уровень качества образования, тех существенных свойств образованности, совокупность которых делает выпускника техникума особенно востребованным в современных обстоятельствах

удельный вес числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, в общем числе обучающихся;

9%

15%

удельный вес числа обучающихся – участников / призеров региональных и всероссийских конкурсов, конференций, смотров, проектов в общем числе обучающихся

36%

45%